2 апреля 2007

Японские игры

Из всех популярных настольных японских игр сёги, пожалуй, самая японская. В игре, несомненно, есть индийское начало, но ценные особенности сёги, отличающие их от других шахматных родственников, сформировались и шлифовались в течение тысячелетия именно в японском государстве. Однако японцы играют не только в сёги. Страна восходящего солнца «вскормила» и вывела в свет целую россыпь логических жемчужин, многие из которых сегодня, несмотря на свое неяпонское происхождение, по праву считаются японскими играми. Ниже предлагается небольшой обзор популярных японских логических игр.

Рэндзю

Если сёги – самая популярная настольная игра в Японии, то рэндзю, пожалуй, самая популярная японская настольная игра в мире. Под различными названиями и незначительными модификациями рэндзю распространилось не только благодаря своей невероятной увлекательности, но и во многом из-за своей неприхотливости – для игры достаточно карандаша и листка в клетку.

японская игра рэндзю
японская игра рэндзю
Игра проходит на расчерченной в клетку доске размером 15x15. Играют два соперника, которые делают ходы по очереди. Каждым ходом игрок выставляет на доску, в точку пересечения линий, один камень своего цвета (белый либо черный). Первыми ходят чёрные. Побеждает тот, кто сможет первым построить непрерывный ряд в любом направлении из пяти камней своего цвета.

Как и многие другие японские логические игры рэндзю имеет китайское происхождение. В Японию игра попала в середине первого тысячелетия н.э., где ее стали называть «гомоку» («пять камней») или «гомокунарабэ» («пять камней в ряд»). Возможно из-за того, что в течение многих веков игра пользовалась широкой популярностью не только в аристократической среде, но среди простолюдинов, сёгуны ее не только не поддерживали, но даже запрещали. Лишь после Реставрации Мэйдзи в 1868 году игра приобрела «законный» статус и получила дальнейшее развитие – начали издаваться книги, совершенствовалась теория, сформировалась профессиональная лига (после Второй мировой войны не восстановилась).

Название игры «гомоку» сохранилось и используется до сих пор, название же «рэндзю» («нитка жемчуга») появилось лишь в 1899 году и сегодня применяется для обозначения игры с измененными современными правилами. Дело в том, что с развитием теории игры пришло понимание того, что чёрные, начинающие игру первыми, имеют преимущество, достаточное для победы при точной игре независимо от защиты белых. Чтобы нивелировать его для чёрных были введены фолы (запрещённые ходы: вилки 3-3, 4-4, постановка ряда из 6 и более камней в ряд, вилки кратностью более двух), а также дополнительные дебютные ограничения.

Распространился в мире и упрощенный вариант японской игры нинуки-рэндзю – особого варианта рэндзю с элементами го. Играется на доске 19x19. Ряд из двух камней, закрытый с двух сторон камнями противника, становится «добычей» и снимается с доски. Второй ход чёрных делается за пределы центрального квадрата 5х5. Выигрывает тот, кто первым построил ряд из 5 или более камней, либо первым захватил 5 добыч.

Го

Огромный вклад внесли японцы и в развитие одной из древнейших настольных логических игр – го. Это вторая по популярности игра в Японии и, без сомнения, самая популярная игра в Азии. Благодаря доступности и простым правилам, игра также широко распространилась в мире.

японская игра го
японская игра го
Играют в го два игрока на расчерченной в клетку доске размером 19x19. Соперники по очереди делают ходы, выставляя камень своего цвета (белый либо черный) в точку пересечения линий доски. Первыми ходят чёрные. Камень или группа камней, «лишенная точек свободы», т.е. окруженная со всех сторон (по вертикали и горизонтали) камнями противника (и/или краем доски), считается «захваченной» и снимается с доски. В большинстве вариантов правил запрещено делать ход, в результате которого своя группа камней утрачивает последнюю точку свободы (самоубийственный ход). Исключение составляет случай, когда в результате этого хода захватываются камни противника. Также запрещается делать ход, который приводит к повторению позиции, ранее встречавшейся в партии. Игра считается законченной, когда ни один из игроков уже не может сделать ход. Выигравшим объявляется тот, у которого больше разность числа пустых пересечений линий внутри его «территорий» и числа камней, захваченных противником.

Как и рэндзю игра попала в Японию в середине первого тысячелетия н.э. из Китая. Го быстро завоевало симпатии всех сословий и, хотя игра долгое время оставалась сначала запретной, а позже – неодобряемой для самураев, именно в Японии она нашла благодатную для развития почву. В отличие от Китая и Кореи, где играть в го также продолжали, но игра не получала должного внимания, в Японии, начиная с XVI века го, также как и сёги, находилось под покровительством и финансовой поддержкой сёгуна, что привело к сильному росту уровня японского го и сделало Японию «законодателем мод» в мире го. После Реставрации Мэйдзи в 1868 году го потеряло государственную поддержку, но это лишь позволило игре выйти на новый уровень. Сегодня го – это профессиональные лиги в Японии, Корее и Китае, а также тысячи поклонников по всему миру.

Отелло

японская игра отелло
японская игра отелло
Отелло (Реверси) – формально самая молодая из популярных настольных японских игр. Формально, потому что время и место ее возникновения доподлинно неизвестно. Игру несколько раз пытались реанимировать, но окончательно она возродилась из пепла в Японии в 1971 году под названием «отелло». Непредсказуемость игры, неожиданные ситуации, быстрое изменение баланса на доске сделали отелло одной из самых популярных в мире игр. В Японии уже в 1973 году была учреждена японская ассоциация отелло, а уже в 1977 году состоялся первый чемпионат мира.

В игре используется доска 8х8 клеток и 64 специальные фишки, окрашенные с разных сторон в контрастные цвета: в белый и чёрный. Играют два игрока. В начале игры в центр доски выставляются 4 фишки: две черным цветом и две белым, так чтобы фишки одного цвета располагались друг к другу по диагонали. Первый ход делают чёрные. Далее игроки ходят по очереди. Делая ход, игрок ставит фишку на клетку доски «своим» цветом вверх, при этом игрок должен поставить свою фишку на одну из клеток доски таким образом, чтобы между этой поставленной фишкой и одной из имеющихся уже на доске фишек его цвета находился непрерывный ряд фишек соперника, горизонтальный, вертикальный или диагональный. Все фишки соперника, входящие в «закрытый» на этом ходу ряд, переворачиваются на другую сторону (меняют цвет) и переходят к ходившему игроку. Если в результате одного хода «закрывается» одновременно более одного ряда фишек противника, то переворачиваются все фишки, оказавшиеся на всех «закрытых» рядах. Игра прекращается, когда на доску выставлены все фишки или когда ни один из игроков не может сделать ход. По окончании игры проводится подсчёт фишек каждого цвета и игрок, чьих фишек на доске выставлено больше, объявляется победителем.


купить покерный набор texas holdem poker

 

Оставить отзыв | Комментарии (1)

Тамада киев. Смотреть тамада www.wedding-wolf.kiev.ua.