21 сентября 2013

Сергей Корчицкий vs Ооно Яичио

Сергей Корчицкий рассказывает о телевизионном форовом поединке против профессионала 7-го дана Ооно Яичио, который был сыгран в конце января 2013 года в Токио и транслировался японским ТВ каналом IgoShogi.

Продолжение. См. «Сергей Корчицкий против профессионалов»

Итак, вечер решающей форовой партии наступил. С Ооно Яичио я повстречался в игровом холле (доджо) на 2 этаже Нихон Сёги Рэнмей, где играют любители. Ооно-сан откровенно рассказал мне о своем продолжительном телефонном разговоре с 6-м даном Нисио вчерашним вечером, после нашей тренировочной партии в клубе «Джурин». Судя по всему, коллега по профессиональному цеху дал мне хорошие рекомендации, поэтому Ооно-сан посетовал, что фора слона будет для него слишком велика, чтобы выиграть партию. Вместе со скор-кипером (игрок 1-го дана серэйкай, отвечавший за запись нашей партии) и моими друзьями из ISPS мы поднялись на этаж выше, где и проходят все телевизионные бои профессионалов. Приехал я в Японию по приглашению телеканала IgoShogi, специализирующегося на показах различных передач, посвященных двум интеллектуальным играм – сёги и го. Владеет каналом известный игрок в сёги 9-го дана Танака Торахико. Всё действо обычно происходит в двух студиях. Там, где, собственно, играют, установлено три камеры. Во время партии две перекрестные камеры создают локальные планы игроков, а камера сверху показывает позицию на сёги-бане. Во второй студии два комментатора работают на демонстрационной доске. В гостевой комнате сопровождающие меня активисты ISPS могли смотреть съемку, ведущуюся сразу в двух комнатах, в режиме реального времени.

Сначала все мы собрались в гостевой комнате обсудить правила и просто выпить чаю и пообщаться. После мы прошли в студию и несколько раз прогнали вступительное интервью участников. Я рассказывал о Беларуси и о своем пути в сёги. В беседе участвовали профессионалы, выступавшие в качестве комментаторов, Хонда и Исикава, а также известный всем европейским любителям сёги под ником «takadori» популяризатор игры, один из директоров ISPS Манабу Терао, выполнявший обязанности переводчика, и мы с Ооно-саном.

В гостевой комнате перед игрой Интервью перед партией
В гостевой комнате перед игрой
слева направо – Исида, ISPS; Яичио Ооно, 7 про-дан; Сергей Корчицкий;
скор-кипер, 1 дан сёрэйкай; Акио Исикава, 7 про-дан
Интервью перед партией
слева направо – Саюри Хонда, 3 женский про-дан, Акио Исикава, 7 про-дан; Сергей Корчицкий; Манабу Терао, ISPS; Яичио Ооно, 7 про-дан

Когда вступительная часть закончилась, в студии осталось четыре человека: игроки, скор-кипер из серэйкай и тайм-кипер (девушка, следящая за временем и отсчитывающая бееми, тоже ученица женской школы профессионалов), а профессионалы удалились в студию для комментирования. По условиям матча, я получил 50 минут основного времени и 30 секунд бееми, а мой соперник 25 минут и тоже 30 секунд бееми. Таким образом, кроме слонового гандикапа, я получил вдобавок временную фору, которая пришлась кстати. Я не имел серьезного опыта игры на гандикапе, поэтому полагаться приходилось не столько на опыт, сколько на собственный анализ позиции. А это требует временных затрат.

К поединку готовы Комментаторы в студии
К поединку готовы Комментаторы в студии

Корчицкий Сергей – Ооно Яичио (7 дан) (гандикап: слон)

29 января 2013 г.

Транслировалась по каналу IgoShogi 29 июня 2013 г.

1.…P5d (первый ход меня несколько удивил, однако в сёги возможны разного рода перестановки)
2.P7f S6b
3.P5f S5c
4.G4-5h K4b
5.S7h K3b
6.P2f G6-5b
7.P6f P8d
8.S4h G4-4b
9.G6g P6d
10.B7i S2b
11.P2e P3d
12.P2d Px2d
13.Bx2d P*2c
14.B6h P4d
15.P3f R6b
16.S7g P6e
17.Px6e Rx6e
18.P*6f R6a
19.G7h G5-4c
20.K6i S6d (данная позиция – практически табия игры на слоновой форе против ягуры)
21.P4f (комментаторы ждали этого хода, радостно восприняв его как сигнал к построению традиционной для такой позиции S4g-формы)
21.…S3c
22.K7i P7d
23.S4g S2d
24.N3g N7c
25.P4e (начало преждевременной атаки. Правильно было K8h)
25…Px4e (здесь я надеялся на Nx4e и P*2e, залавливая серебро, но после P1d серебро не ловится, а ловится мой конь на 4e).
26.P*2e (пришлось свернуть в другой вариант. На этот и пять последующих ходов я потратил более получаса времени, почти израсходовав временную фору!)
26…S3c
27.P3e Px3e
28.Bx3e G3d (теперь мне стало понятно, что я серьезно ошибся на 25-ом ходу. Король в данном варианте должен стоять на 8h, тогда проходит S3f Gx3e Sx3e P*3d P2d с разменом ладейной пешки и двух крепостных генералов. Теперь же, при короле на 7i, размен на 2d белые встретят вилкой B*4f с выигрышем партии)
29.B6h (очень болезненное отступление слоном, на которое я потратил много времени, так и не найдя ничего лучшего)
29…S4d (теперь очевидно, что белые следующим ходом устанавливают второй авангард на своем левом фланге, и атаковать в этом месте, а именно здесь я должен атаковать по теории данного гандикапа, мне уже не придётся. Полное стратегическое поражение!)
30.K8h (ход, которым был впечатлен Ооно-сан. После партии мой соперник отметил, что обычно любители, провалив атаку, усугубляют положение еще больше, пускаясь во все тяжкие. Но этим ходом я проявил не свойственную любителю «скромность»: признал свою оплошность на 25-ом ходу и провел «работу над ошибками». В анализе «post mortem» скор-кипер, игрок 1-ого профессионального дана, предлагал здесь тэсудзи «цугифу»: P2d Px2d P*2e. Этот же вариант на демонстрационной доске расставили профи Хонда и Исикава. Однако Исикава быстро нашел продолжение Px2e S3f P*3e Sx2e Gx2e Rx2e S*3d (см. фото Вариант с цугифу ниже), где черным не так уж сладко. Видимо, это и имел в виду Ооно-сан, похвалив мой ход)
30…P*3e (разумеется! Если честно, здесь мне в голову лезли мысли о сдаче партии. Конечно, такое нелегко вообразить во время ТВ-трансляции, поэтому я и продолжал искать свой шанс, задумавшись в очередной раз, несмотря на то, что уже затратил 37 минут. Для сравнения Ооно-сан затратил только 15 минут)
31.P6e! (ключевой ход в партии! Увидев его комментаторы Хонда и Исикава тут же и в унисон выдохнули затяжное «О-о-о-о-о-о-о!», а Ооно-сан согласно закивал головой. После партии он признался, что ждал этот ход. Идея использовать наличие пешки в руке, чтобы изменить форму левого фланга, позволила мне продолжить борьбу)
31…Nx6e (конечно же, Sx6e проигрывает серебро после P*6f, а ход в партии замораживает стандартную атаку белых N8e-P*6e с угрозой пробоя по 6-ой линии)
32.S6f P7e (естественный ход. Исибаси предложил в ответ B8f P8e B9e)
33.Px7e P*7g (теперь плохо Nx7g Nx7g+ Sx7g Sx7e с угрозами P*6f и P*7f)
34.G7i (ход единственный – значит правильный. Это золото очень понравилось любителям из ISPS, наблюдавшим за поединком)
34…P5e
35.R2f Px5f
36.Sx5f P*5g (всё, как и предсказывали комментаторы)
37.P*5i (опять же единственный ход. Альтернативное G6i было сразу отвергнуто, так как оставляет два диких адзи на 5h и 7h. Однако мой лишний слон теперь полностью замурован!)
37…P3f (проблемка. Слон больше не защищает поле 3e. После Rx3f G3e R1f P*3f конь гибнет, а ладья находится вне игры. Однако в эндшпиле «скорость важнее материала», поэтому мне надо форсировать переход к заключительной стадии. И здесь я увидел, что вся моя игра может быть построена только на двух адзи – коневой вилке на 5d и ладейном кресте на 2d. Причем интуитивно я ощущал, что одного адзи будет маловато для победы. Но эти адзи надо сначала создать, а потом раскручивать. И раскручивать их надо слева направо, то есть сначала вилка, а потом ладейный крест. Эстетика данного эндшпиля заключается в повторяющихся ходах на одни и те же пункты в процессе реализации разных тактических идей. Причем с обеих сторон!)
38.P*6b (я создаю первое адзи, подставляя ладью под коневую вилку. Если не брать, то теряется конь на 4е)
38…Rx6b
39.P2d (делая заготовку под второе адзи. Позже на этот ход может не хватить времени)
39…Px2d
40.Nx7g (адзи на коневую вилку создано, теперь нужен конь. И я его получаю. Думая над ответным ходом, Ооно-сан ушел на бееми, в то время как у меня оставалась одна минута.)
41… Nx7g+
41.Bx7g N*8e (так как ягура ослаблена ходом G7i, мой опытный соперник начинает периодическую атаку на поле 7g. Всего последует три вброса коня на 8е с целью разрушить мою оборону. Но в то же время, я получаю коней для своей атаки. В этот момент я тоже ушел на бееми.)
42.N*5d Nx7g+
43.Sx7g R6a
44.Nx4b+ Kx4b
45.P*6b (снова вброс пешки на 6b. Но в этот раз коневая вилка только предлог, чтобы перекрыть белую ладью. Основная цель – создание второго адзи на взятие Rx2d с ударом по незащищенному серебру 6d)
45…R5a
46.Sx4e Sx4e
47.Nx4e N*8e (второй вброс коня на это поле)
48.P6a+ (серьезная ошибка на бееми. Здесь необходимо было P*4d с угрозой мата, одновременно защищаясь от возможного B*4d по принципу «десантируй туда, куда хочет десантировать твой соперник»)
48...R5e
49.N*4f Gx4e (профи тоже ошибаются на бееми. После Rx4e у белых хорошие шансы, а ход в партии, видимо, проигрывает. При этом Ооно-сан походил на счёт «девять», за секунду до просрочки, что иллюстрирует тяжесть его выбора в данной позиции)
50.Rx2d Nx7g+
51.Gx7g N*8e (третий и последний вброс коня на 8е. Однако это холостой выстрел – на доске стоит цумэ, которое я нашел)
52.N*5d K5c
53.S*6b (когда я совершал этот ход, моя рука дрогнула, и я пару раз возвращал фигуру на комадай. Но услышав грозное «кё», то есть девять, от очаровательного тайм-кипера, я бросил фигуру на доску со всей прыти, чтобы не просрочить время)
53… K6c
54.Rx2c+ S*3c
55.+Rx3c Nx3c
56.S*7d
56…K7d
57.G*8c (увидев этот ход, мой соперник сдался. После K8a матует и +P7a и S7a+)
1 – 0


Телевизор в гостевой студии Вариант с цугифу
Телевизор в гостевой студии Вариант с цугифу
Ключевой ход Ушли на бёёми
Ключевой ход Ушли на бёёми
Цумэ нашлось Комментаторы рады моей победе
Цумэ нашлось Комментаторы рады моей победе

После партии мы снова собрались с комментаторами и Терао-саном в главной студии для послематчевого интервью. Я сказал, что почувствовал свою дебютную ошибку, но знал, что благодаря форе, шансы есть, ведь фора в слона позволяет совершить одну большую ошибку. Ооно-сан отметил, что с каждым ходом в миттельшпиле я играл всё лучше и лучше. Исикава-сан сделал нескромные комплименты моей эндшпильной технике, а Хонда-сан сказала, что это были замечательные сёги. Один из моих друзей из ISPS сказал мне после партии, что во время трансляции комментатор Исикава отдавал предпочтение в эндшпиле моему сопернику. Видимо, поэтому он несколько впечатлился моим результатом.

Интервью после партии
Интервью после партии

По традиции, несмотря на поздний час, вечер завершился в уютном ресторанчике, где наш ждал прощальный ужин и графинчик сакэ…

Сергей Корчицкий


 

Оставить отзыв | Комментарии (0)